Памятка матери
При пеленании ребенка на него прежде всего надевают распашонку, запахивающуюся на спине, или кофточку, застегивающуюся спереди, а иногда то и другое одновременно. Нижнюю половину туловища завертывают в подгузник.
ХИТРОСТИ
К рождению ребенка надо заранее подготовиться, обеспечив соответствующий набор необходимых вещей. Прежде всего — пеленки. Их требуется не менее 20 легких и 10 теплых — бумазейных. Затем 10 распашонок и 6 бумазейных и вязаных кофточек. Кроме пеленок, надо иметь также подгузники — небольшие пеленки, сделанные лучше всего из двойной марли, которые складывают углом и прокладывают ребенку между ножек. Несколько чепчиков, тонких наволочек и простынок дополняют перечень белья.
Детское белье можно купить или приготовить самим. И в том и в другом случае новые вещи перед употреблением необходимо выстирать.
Матрац ребенка надо покрыть мягкой клеенкой. Одеяло должно быть мягким, теплым и легким. Хорошо, если есть возможность иметь два одеяльца. Для купания ребенка нужна ванночка или отдельное оцинкованное корыто. Кроме того, необходимы два тазика — один для умывания, другой для подмывания. Полотенце у ребенка должно быть отдельное. Для ухода за ребенком надо иметь еще вазелиновое или прокипяченное растительное масло, вату, которую лучше держать в банке с крышкой, и резиновый баллончик для клизмы.
Под рукой у матери всегда должен быть некоторый запас кипяченой воды, хранящийся в кувшине с крышкой или графине с пробкой.
Отдельную кроватку ребенок должен иметь с самого рождения.
Кровать может быть деревянной или металлической. И в том и в другом случае ее надо окрасить белой масляной краской. Класть ребенка в кровать вместе со взрослыми, а также в различные качалки, люльки и зыбки не следует. Матрасик делается из хорошо прокипяченного конского волоса, тонкого мочала или из ваты. Перинок и сенников надо избегать.
Белье ребенка и весь инвентарь для ухода за ним необходимо содержать в образцовой чистоте.
Руки матери при уходе за младенцем должны быть всегда чисто вымыты с мылом, ногти коротко подстрижены, волосы повязаны косынкой.
Правильное питание ребенка — одно из основных условий его нормального роста и развития. Ребенок должен получать пищу регулярно, в том количестве, которого требует его организм.
Пища должна соответствовать возрасту ребенка. Ее количество и состав непрерывно видоизменяются по мере его роста.
На первом году жизни основной пищей ребенка является молоко матери.
Впервые ребенка прикладывают к груди матери через 6—12 часов после родов, когда роженица отдохнет и оправится. Сосок надо тщательно обмыть ваткой, смоченной в чистой кипяченой воде. Матери удобнее всего лечь на бок, но не опираться на локоть, чтобы не утомляться. Ребенка кладут так, чтобы рот его приходился против соска. Ребенка не надо учить сосать грудь: с этим умением он появляется на свет. Если ребенок не берет грудь на вторые-третьи сутки, нужно проверить, не болен ли он.
Приподняв снизу грудь и придерживая ее сверху большим пальцем, мать вкладывает сосок в ротик новорожденного. Здоровый, нормальный ребенок почти тотчас же начинает сосать. Тогда мать должна попытаться ввести ему в рот не только сосок, но и часть около сосковой области. Грудь не должна закрывать носик ребенка, иначе ему придется выпустить грудь, чтобы глотнуть воздуха.
Если ребенок не сразу берет грудь, держит во рту сосок, но не сосет, полезно, слегка надавив грудь, сцедить ребенку в рот несколько капель молока, после чего он обычно сам начнет сосать. Не надо смущаться, если первое кормление будет не совсем удачным. Через несколько дней ребенок научится сосать как следует.
Иногда молодой матери кажется, что молока у нее мало, что ребенок голодает. По мере того как он научится хорошо сосать, количество молока у матери постепенно увеличится.
Часто молоко убывает от неправильного кормления. Если мать кормит ребенка в разные часы или слишком часто, то аппетит у него портится, он не освобождает грудь от молока, и оно застаивается. Это мешает образованию нового молока; в результате оно убывает и даже пропадает. В таком случае рекомендуется обратиться к врачу.
Надо учесть, что не менее литра пищи мать ежедневно отдает ребенку, — значит, она должна есть и пить несколько больше, чем раньше. В меню матери нужно вводить овощи и фрукты, сырые и вареные, сливочное масло, рыбий жир; вообще пища должна быть разнообразной и богатой витаминами. Кормящей матери категорически запрещены алкогольные напитки (водка, вино, пиво и т. д.). Следует воздерживаться от употребления большого количества острых веществ, особенно лука и чеснока, которые придают молоку специфический запах. Мать должна вести, правильный образ жизни, не переутомляться, вовремя ложиться спать, больше находиться на свежем воздухе.
Когда матери будет разрешено подниматься, она может кормить ребенка сидя на стуле так, чтобы была опора для спины и поясницы. Хорошо положить за спину небольшую подушечку. Когда ребенка прикладывают к левой груди, левую ногу удобнее поставить на скамеечку; когда к правой, — на скамеечку ставят правую ногу.
Перед кормлением мать должна перепеленать ребенка, вымыть руки и обмыть сосок кипяченой водой.
Перекармливание ребенка вредно: это может повлечь за собой расстройство пищеварения; ребенок теряет покой, кричит, плохо спит. Перекормленный ребенок обычно «срыгивает» излишек пищи. Бояться срыгивания не следует; его не надо смешивать с рвотой: оно происходит без всякой тошноты, бледности лица, — ребенок по-прежнему остается бодрым и веселым.
Но бывает, что частым срыгиванием ребенок лишает себя существенно необходимой пищи. Мать должна следить, не убывает ли он в весе, и в этом случае показать его врачу. Обычно после трех-четырех месяцев жизни желудок ребенка укрепляется, и срыгивание само собой прекращается.
Недокармливать ребенка тоже не следует: он будет беспокоиться, кричать, искать грудь.
Для того чтобы определить, сколько молока получил младенец, его надо взвесить до и после кормления.
При правильном кормлении ребенок должен регулярно прибавлять в весе.
Ребенка обычно отнимают от груди к году. Более продолжительное кормление необходимо лишь в том случае, если ребенок болен.
Отнимать ребенка от груди летом ни в коем случае не следует. Если возраст его достигает года как раз летом, то его надо отнять от груди либо несколько раньше, т. е. весной, либо отложить это до осени.
Отнимая ребенка от груди, заменяют сначала одно грудное кормление, предпочтительно утреннее, кипяченым коровьим молоком, а еще лучше— кефиром с сахаром (полная чайная ложка сахарного песку на стакан).
Дня через три-четыре заменяют кефиром или молоком и вечернее кормление грудью.
Отнимая ребенка от груди, мать должна поменьше пить, принять слабительное, туго забинтовать грудь широким бинтом, подложив вату.
Через два-три дня молоко совсем исчезнет. Говоря о кормлении ребенка грудью, нельзя не сказать, что оно полезно не только для ребенка, но и для самой матери. Женщина в этот период поправляется, расцветает, хорошо себя чувствует.
Но бывают случаи, когда мать не должна кормить грудью. Тяжелая психическая болезнь матери исключает кормление грудью. Острые заразные болезни (скарлатина, дифтерит, тиф), возникшие непосредственно перед родами, вынуждают отделить ребенка от матери и кормить его либо ее сцеженным молоком, либо молоком другой женщины. Мать не может кормить ребенка (или кормит только в первые две-три недели его жизни) при тяжелых хронических болезнях.
Вопрос о том, может ли кормить ребенка мать, больная туберкулезом, должен решить врач. Он же вырабатывает рацион искусственного вскармливания.
Если мать больна гриппом, если у нее насморк, кашель, то при кормлении она должна прикрывать себе рот и нос марлей или платком.
Начиная с месячного возраста ребенку дают рыбий жир; с двух месяцев — ягодные, фруктовые, а затем овощные соки. Доза рыбьего жира — от нескольких капель до двух чайных ложек (к шестимесячному возрасту), соков — с половины чайной ложки до 30 граммов (к шести месяцам).
Прикорм ребенка. Пятимесячный ребенок должен постепенно приучаться и к другой пище. Ему уже можно давать жидкую манную кашу, сваренную на воде с добавлением полстакана молока на стакан воды. К 6 месяцам кашу можно варить уже на цельном молоке и делать ее погуще.
Сначала ребенок получает перед кормлением грудью всего три-четыре чайные ложечки каши, но постепенно порцию увеличивают и через две-три недели заменяют одно кормление молоком тремя четвертями стакана каши. В 6 месяцев кашу можно давать уже не только манную, но и рисовую, овсяную, гречневую в протертом виде.
Полезно прикармливать ребенка также и киселем, но не как самостоятельное кормление, а как дополнение к каше.
После того как ребенку исполнится полгода, к его рациону можно добавить картофельное и овощное пюре и 20—50 г творогу. Творог желательно ежедневно изготовлять свежий, что не сложно (см. соответствующий совет).
В 7 месяцев ребенку можно давать протертый суп, мясной или овощной, а с 8 месяцев—сухари и хлеб.
Если вводить новые продукты в питание ребенка постепенно, то малыш быстро привыкает к разнообразной пище, и желудочно-кишечных расстройств не будет.
С 7,5—8 месяцев ребенок может уже получать вареное мясо, провернутое через мясорубку; его в небольшом количестве (одна-две чайные ложки) добавляют к супу или к пюре. Таким образом к 9 месяцам остается 2 кормления грудью — утреннее и вечернее.
Говоря о питании, нельзя не вспомнить о соске-пустышке. К ней прибегают обычно нетерпеливые матери, чтобы поскорее успокоить кричащего ребенка. Но ведь ребенок никогда не кричит без причины. Надо постараться выяснить причину его беспокойства, а не затыкать ему рот соской.
Но если уж пустышка заведена, надо постараться давать ее ребенку возможно реже и постепенно вовсе отучить от нее.
Пустышку нужно обязательно ежедневно кипятить, а каждый раз, как она выпадет изо рта ребенка, обмыть ее чистой кипяченой водой или слабым раствором питьевой соды (1/2 чайной ложки на стакан кипяченой воды).
Важное значение для ребенка старше года имеет меню. Дети должны получать ежедневно хлеб, масло, сахар, сырые и вареные овощи и фрукты, а также пол-литра молока; четыре-пять раз в неделю — нежирную рыбу и мясо. До 3 лет — по одному яйцу через день, а после 3 лет — по одному яйцу ежедневно. Жирных, острых и пряных блюд, а также острых консервов детям давать не рекомендуется. Пища ребенка должна быть не только достаточной, но и разнообразной. Ни в коем случае не следует вносить беспорядок в кормление, т. е. давать ребенку сладости, молоко и т. д. в промежутках между установленными часами приема пищи.
Относительно рациона, наиболее подходящего для данного ребенка, следует посоветоваться с врачом.
Правильный режим является одним из основных условий воспитания здорового, жизнерадостного ребенка.
- Режим детей от 1,5 до 3-месячного возраста. Кормление проводится через 3 часа 7 раз в сутки. Перерыв в кормлении на ночь — 6 часов. Ночной сон длится 10,5 часов. Днем ребенок спит 4 раза по 1,5—2 часа, бодрствует по 1—1,5 часа.
- Режим детей от 3 до 6-месячного возраста. Кормление проводится через 3,5 часа 6 раз в сутки. Ночной перерыв в кормлении— 6,5 часов. Ночной сон длится 10,5 часов. Днем ребенок спит 3 раза по 1,5—2 часа, бодрствует по 1,5—2 часа.
- Режим детей от 5—6 до 9—10-месячного возраста. Кормление проводится через 4 часа 5 раз в сутки. Ночной перерыв в кормлении— 8 часов. Ночной сон—10 часов. Днем ребенок спит 3 раза по 1,5—2 часа; бодрствует по 2—2,5 часа.
- Режим детей от 9—10 месяцев до 1 года 2 месяцев. Кормление проводится через 4 часа 4—5 раз в сутки. Ночной перерыв в кормлении — 8—12 часов (для детей после 1 года ночное кормление пропускается). Ночной сон — 10—10,5 часов. Днем ребенок спит 2 раза по 2,5—2 часа, бодрствует по 2,5—3,5 часа.
- Режим детей от 1 года 2 мес. до 1 года 6 мес. Кормление ребенка проводится через 4 часа 4 раза в сутки. Ночной перерыв в кормлении—12 часов. Ночной сон—10 часов. Днем ребенок спит 2 раза по 1,5—2 часа; остальное время бодрствует.
- Режим детей от 1 года 6 мес. до 2 лет. Кормление проводится через 4 часа 4 раза в сутки. Перерыв в кормлении — 12,5 часов. Ночной сон — 10 часов. Днем ребенок спит 1 раз 3—3,5 часа
- Режим детей от 2 до 3 лет. Кормление ребенка проводится через 4 часа 4 раза в сутки. Ночной перерыв в кормлении — 12,5 часов. Ночной сон — 10 часов. Днем ребенок спит 1 раз 2—2,5 часа.
Если для ребенка отведена отдельная комната, в ней не должно быть ничего лишнего. Чем меньше вещей, тем легче поддерживать в комнате чистоту и порядок. Мебель желательно окрасить белой краской. При отсутствии отдельной комнаты надо поставить кроватку ребенка в самой удобной, хорошо освещенной части помещения. Не следует ставить ее к холодной наружной стене, а также слишком близко от печки или батареи центрального отопления.
Пол комнаты, чтобы не поднимать пыли, надо вместо подметания ежедневно протирать сырой тряпкой, так же как и мебель. Очень хорошо, если есть возможность, регулярно очищать пылесосом пол и вещи в комнате ребенка.
Ребенок особенно нуждается в кислороде, поэтому в комнате всегда должен быть чистый воздух. Некоторые родители из боязни простудить ребенка избегают открывать окна или форточки. Это ошибка. Даже в холодную погоду комнату надо проветривать пять-шесть раз в день, по 15—20 минут. Ребенка при этом выносить из комнаты не следует, — достаточно его прикрыть. Если ветер дует в окно, форточку надо затянуть марлей.
К свежему воздуху ребенка надо приучать возможно раньше. Летом и весной его можно вынести на воздух даже на второй-третий день после рождения, выбрав теплую, ясную погоду. Для начала ребенка выносят всего на 10—15 минут, потом срок прогулки постепенно увеличивают, и ребенок может проводить на улице целый день. Надо только следить, чтобы он не находился на солнце. Зимой, в зависимости от погоды, ребенка можно выносить на воздух через две-три недели после рождения. Мороз при этом должен быть не более 10°. Лицо ребенка не надо прикрывать концом одеяла, а следует смазать вазелиновым маслом или «Детским кремом», чтобы малыш не обморозился. В целях предохранения ребенка от обмораживания щек и подбородка не нужно слишком туго затягивать завязки капора или шапочки: это вызывает задержку кровообращения.
Для того чтобы ребенок мог и зимой спать на улице, хорошо сшить для него теплый стеганый спальный мешок. Коляску с ребенком ставить обязательно с подветренной стороны дома.
Приучив ребенка постепенно к свежему воздуху, можно выходить с ним гулять зимой даже при 20° мороза, если только нет сильного ветра. Если зимой ребенка для дневного сна почему-либо нельзя вынести на воздух, его укладывают спать в комнате, укрывают потеплее, надевают на голову вязаную шапочку и открывают форточку, следя за тем, чтобы ребенок не находился непосредственно в струе морозного воздуха. На ночь комнату нужно проветрить особенно тщательно, тогда ребенок скорее заснет и будет крепче спать.
Для закаливания организма ребенка рекомендуется, начиная с 1,5—2 месяцев, делать малышу воздушные ванны. В комнате должна быть при этом температура не ниже 20°, а окно в холодную погоду надо закрыть. Сначала ребенка во время пеленания оставляют лежать голеньким на кровати 1—3 минуты, постепенно доводя это время к полугоду до 5 минут. Такую процедуру повторяют сначала один-два раза в день и постепенно доводят до четырех раз. Температуру комнаты для воздушной ванны надо снижать осторожно и очень постепенно и не доводить менее чем до 18°. Ребенок должен лежать и на спине, и на животике. Летом, в теплую погоду воздушные ванны следует переносить на открытый воздух, но проводить в тени, а не на солнце.
Вода, как и свежий воздух, — лучший друг малыша. Ребенка надо приучать к воде.
Купать ребенка начинают с момента отпадения пуповины и до 6-месячного возраста купают ежедневно, а затем через день.
В первые три-четыре недели новорожденного лучше купать в кипяченой воде. Необходимо иметь специальный градусник для воды, а не определять ее температуру рукой — это может привести к ошибкам.
Температура воды должна быть 36—37°, а температура комнаты, где происходит купание, 20—22°. Форточку нужно закрыть.
Приготовив ванночку, мыло и воду для обливания в кувшине (примерно литр воды температурой 34—35°), мать должна снять кольцо, часы и вымыть руки с мылом. Ребенка погружают в воду по плечи, поддерживая ладонью под спинку и положив головку на предплечье левой руки. Правой рукой его сначала 2—3 минуты поливают водой из ванночки, потом намыленной правой рукой осторожно намыливают голову от лба к затылку, следя за тем, чтобы вода и мыло не попали в уши, нос, рот и глаза. Осторожно смыв мыло с головки мягкой, мохнатой рукавичкой, намыливают все тело ребенка. Затем теплой кипяченой водой обмывают лицо, перевертывают ребенка на животик и ополаскивают из кувшина, начиная от плеч (на головку воду лить не надо). После купания кожу ребенка надо тщательно обсушить. Для этого его после ополаскивания завертывают с головой в чистую подогретую простынку. Все тело ребенка и волосы вытирают насухо.
Если на голове имеются коричневатые корочки, их ни в коем случае нельзя сдирать гребешком, достаточно за два часа до ванны смазать их вазелиновым или подсолнечным маслом, а во приёма ванны помыть, как обычно, теплой водой с мылом. Через несколько дней корочки отпадут. С мылом ребенка надо купать два раза в неделю, а в остальные дни ограничиваться обмыванием теплой водой. После купания в первые два месяца надо смазывать покрасневшее места в складках кожи вазелиновым маслом.
Кроме купания, малыша необходимо утром и вечером умывать.
Руки ему моют с мылом. Лицо обтирают ватой, смоченной в тепловатой кипяченой воде, из специальной чашечки. Ватой же, смоченной кипяченой водой или раствором борной кислоты (чайная ложка на стакан кипяченой воды), промывают глаза (каждый глаз — отдельной ваткой), проводя от наружного края глаза к переносице.
Ноздри, если в них образовались корочки, протирают ватными жгутиками, смоченными водой или растительным маслом. Такими же жгутиками протирают и уши. Рот ребенка, вопреки общепринятому заблуждению, обтирать внутри не рекомендуется.
Ногти по мере отрастания осторожно подрезают ножницами.
Одежда ребенка, прежде всего, не должна стеснять его движений. Стремление двигаться — признак нормального развития ребенка. Его надо завертывать так, чтобы тело было закрыто, но дыхание и движения рук и ног оставались свободными. Одежда должна хорошо пропускать воздух. Для нее лучше всего применять светлые тонкие, легко моющиеся хлопчатобумажные ткани, фланель, бумазею и мягкую шерсть.
При пеленании ребенка на него прежде всего надевают распашонку, запахивающуюся на спине, или кофточку, застегивающуюся спереди, а иногда то и другое одновременно. Нижнюю половину туловища завертывают в подгузник. Длинной стороной его подкладывают под спинку ребенка. Нижний угол загибают вперед между ножками, а два боковых угла скрещивают: на животе и заводят за спину. Получаются своеобразные штанишки. Потом ребенка завертывают в тонкую пелёнку почти до подмышек и нижнюю часть ее подгибают. Наконец, малыша завертывают в теплую пеленку, обернув нижней ее частью ножки. Ребенок хорошо закрыт, и в то же время дыхание и движения его рук не стеснены.
Игрушки помогают ребенку вырабатывать жизненно необходимые навыки, упражнять мышцы, развивают его внимание, настойчивость.
По своему сюжету, оформлению, размеру и даже весу игрушка должна соответствовать возрастным особенностям ребенка.
В первые 3 месяца жизни малыш еще не пользуется игрушками непосредственно. Он не трогает их руками, а только следит за ними глазами. Его привлекает окраска игрушки или ее звук.
Такому ребенку нужны подвесные игрушки — крупные и ярко окрашенные. Его радуют подвешенные над кроваткой кольца с цветными шариками, всякие яркие погремушки, какой-нибудь пестрый целлулоидный попугай в кольце и т. п.
Подвешивать игрушки надо так, чтобы ребенку было удобно смотреть на них (на расстоянии 50 см. над грудью).
В 3—5 месяцев ребенок начинает делать сначала непроизвольные, а затем и произвольные движения. Для развития их игрушки в этот период надо подвешивать уже ниже, так чтобы рука ребенка могла на них натолкнуться.
В этом возрасте ребенок уже стремится взять игрушку в рот. Поэтому надо покупать игрушки, окрашенные прочной краской, которую нельзя смыть горячей водой с мылом.
На игрушке не должно быть мелких деталей, которые ребенок мог бы отломать или оторвать.
Он может засунуть их в рот, в нос, они могут попасть в горло.
В период с 9—10 месяцев до года-двух ребенку надо покупать такие игрушки, которыми он мог бы играть активно: например, яйцо, раскрывающееся на две половинки, коробочка со снимающейся крышкой, открывающаяся «матрешка», из которой вынимаются еще другие, меньшие «матрешки» (самые маленькие «матрешки» ребенку давать не следует, чтобы он ими не подавился). Хороши также и легкие погремушки.
С 7 месяцев дети должны играть на полу, потому что они начинают ползать. Надо постилать на пол чистый коврик. Игрушки следует держать в низком ящике, из которого ребенок может взять их сам.
Поведение ребенка 2—3 лет становится более сложным. В игре с куклой он подражает взрослым — кормит, купает, укладывает спать; поэтому, кроме куклы, нужно подбирать и другие предметы обихода — ванночку, посуду, мебель и т. д. В этом возрасте занятия ребенка становятся сложнее и он делается более усидчивым, поэтому можно давать ему разборные игрушки (пирамидки, «матрешки», плоскую мозаику и др.).
Игрушками, которые предназначены для того, чтобы брать их в рот (дудочки, губные гармошки и т. п.), нельзя давать играть нескольким детям.
Не следует давать детям много игрушек одновременно— они скоро станут им неинтересны. Новые игрушки надо добавлять тогда, когда старые уже надоели и ребенок играет ими неохотно.
Для того чтобы ребенок был здоров, мать и после достижения им годовалого возраста должна продолжать соблюдать в отношении его гигиенические правила не менее тщательно, чем когда он был в пеленках.
Но теперь она не должна выполнять сама все процедуры. Надо, чтобы ребенок приучался самостоятельно справляться с доступными ему гигиеническими процедурами. Обычно к 3 годам он уже сам может умываться, чистить зубы, мыть руки перед едой, но, разумеется, мать должна при этом внимательно за ним наблюдать.
У малыша должно быть отдельное полотенце, зубная щетка, кружечка для полоскания рта.
Еженедельно детей необходимо купать в теплой воде с мылом, а ноги перед сном мыть каждый день.
По согласованию с врачом в режим двух- трех-летнего ребенка должна включаться утренняя зарядка.
Нормальный ребенок любит движения. Они необходимы для его развития. Поэтому нельзя лишать его физических упражнений из боязни, что он упадет или простудится. Летом ребенок, по возможности, должен находиться на открытом воздухе. Зимой он должен бывать на улице, как правило, 3—4 часа.
Ребенок, достигший школьного возраста, должен находиться под таким же внимательным наблюдением родителей, как малыш и дошкольник. Прежде всего, необходимо установить для него определенный режим, т. е. рациональное распределение в течение суток учебной я неучебной работы и отдыха. Соблюдение режима дисциплинирует ребенка, способствует его правильному физическому развитию и укреплению здоровья. Нужно, чтобы дети ежедневно ложились спать и вставали в одно и то же время. Школьник 7 лет должен спать 12 часов, 8—10 лет —11 часов, 11—12 лет—10 часов, 13—16 лет — 9 часов и 17—18 лет — 8,5 часов.
Для приема пищи тоже устанавливается определенное время. Питание должно быть регулярным и разнообразным. В меню школьника должно обязательно входить достаточное количество свежих овощей и фруктов.
Крайне важно приучить ребенка к соблюдению правил санитарии и гигиены: умывание, ежедневная чистка зубов и регулярное посещение бани или прием ванны, стрижка волос, а также ногтей на руках и ногах, чистка одежды и обуви.
Организованный отдых имеет огромное значение не только для здоровья школьника, но и для успешной учебы.
День должен начинаться с утренней зарядки, с последующим обтиранием тела водой. О том, как проводить эти мероприятия, надо посоветоваться с врачом, так как не для всех детей они одинаковы.
Также по совету врача надо включить в режим школьника и спортивные занятия, туристские прогулки и походы.
Вот примерная наметка режима дня для школьника, который учится в первую смену:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для школьника, который учится во вторую смену, режим дня может быть намечен следующий:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На точном и регулярном выполнении школьником установленного режима родители должны категорически настаивать и напоминать о выполнении тех или иных правил до тех пор, пока они прочно не войдут в привычку. Чтобы обеспечить школьнику нормальные условия для выполнения домашних заданий и для занятий на досуге чтением или ручным трудом (переплетные работы, выпиливание, выжигание, моделизм, составление различных коллекций и т. д.), желательно выделить в комнате отдельный «уголок школьника». Необходимое оборудование такого уголка: стол и стул подходящих размеров, этажерка или шкафчик, ящик для инструментов.
Если у ребенка нет отдельной комнаты, то на время приготовления им уроков надо обеспечить относительную тишину и во всяком случае выключить радио и телевизор.