Велосипед

Велосипед
Чтобы было удобно ездить, велосипед должен соответствовать росту велосипедиста. Подгонку производят путем изменения высоты руля и седла.

ХИТРОСТИ

Покрывая краской или лаком рамку, прикрепите к обратной ее стороне тонкую деревянную планку. Она сохранит ваши руки в чистоте.
Кусок проволоки, загнуты с двух концов и плотно надетый на края ведра с краской или клеем, может быть одновремен-но и подставкой для кисти и кис-теочистителем.
При рассверливании отверстия в металле ручной дрелью сверло, как правило, заклинивается и очень затрудняет работу. Избавиться от этого поможет деревянная пробка, предварительно забитая в отверстие.

Велосипед может служить долго и безотказно при правильном уходе за ним. Вернувшись из поездки, оботрите чистой, слегка промасленной тряпкой раму, все никелированные или хромированные части машины, каждую спицу колес. Если погода холодная, дайте велосипеду сначала отогреться.

Если вы не собираетесь пользоваться велосипедом в течение продолжительного времени, смажьте все не покрытые эмалью части тавотом или вазелином. Лучше всего держать велосипед на стене, подвесив его за середину верхней трубы рамы и повернув руль вбок. Ни в коем случае не оставляйте велосипед на зиму в сыром помещении. Если он не подвешен, а стоит на полу, шины должны быть всегда наполнены воздухом, чтобы резина не ссохлась.

Каретку, втулки колес и педали велосипеда в период пользования им смазывают раз в два месяца, остальные части — один-два раза в год. Цепь нужно чистить и смазывать ежемесячно, делая это особенно тщательно; она легко загрязняется, а это влечет за собой растягивание и быструю порчу цепи. Сняв цепь, полезно положить ее на несколько часов в керосин, потом прополоскать в нем, дать керосину стечь, а цепь насухо вытереть и смазать маслом. Слишком густо смазывать цепь не следует, так как к масляной поверхности будут прилипать пыль и грязь. Цепь очень хорошо промазывается, если ее после промывки в керосине положить на час-два в слегка подогретое машинное масло, смешанное с порошком графита. После такой смазки маслу дают стечь и цепь тщательно вытирают.

Изредка велосипед надо промывать более основательно. Разбирать для этого машину не обязательно. Положите велосипед на землю я при помощи масленки вливайте керосин во все отверстия, слегка вращая колеса, педали и другие подвижные части. Вливать керосин следует до тех пор, пока он не начнет вытекать с противоположной стороны. Дав керосину полностью вытечь, оботрите насухо наружные части велосипеда. Внутренние же детали заново смажьте маслом. Не забудьте, что керосин портит резину, и следите, чтобы она не подвергалась его воздействию.

От времени и усиленной езды отдельные части велосипеда ослабевают, разбалтываются. Во избежание порчи машины их надо своевременно просматривать и подтягивать. При хорошем, внимательном уходе велосипед будет идти легко, без скрипа и дребезжания.

Чтобы было удобно ездить, велосипед должен соответствовать росту велосипедиста. Подгонку производят путем изменения высоты руля и седла. Сядьте на седло и попробуйте достать пяткой опущенную вниз педаль. Нога при этом должна быть полностью вытянута. Если пятка не достает до педали, то седло надо опустить. Когда же нога вытянута не полностью и остается несколько согнутой в колене, седло следует поднять.

Чтобы отрегулировать положение седла, надо изменить высоту подседельного крюка. Делается это так: сначала отвертывают гайку подседельного болта, затем, вращая крюк вправо и влево, устанавливают седло на нужной высоте, потом снова затягивают гайку. При этом надо внимательно следить, чтобы крюк был установлен без перекоса в ту или другую сторону. Его передний конец должен находиться строго над верхней трубой рамы.

На подседельном крюке седло укреплено замком, внутри которого проходит болт с гайками на концах. Отпустив гайку, седло освобождают и выравнивают в горизонтальном положении. Затем надо проверить направление его «носка». Он должен быть поставлен так, чтобы приложенный к нему отвес проходил через середину каретки или на 3—4 см позади нее. Выверив седло, гайки замка снова туго затягивают.

Когда седло отрегулировано, нужно установить положение руля. Оно считается нормальным, если те места руля, где велосипедист при езде держит руки, находятся на одном уровне с седлом.

При установке руля следует иметь в виду, что он укреплен при помощи длинного болта, проходящего сверху внутрь вилочного стержня. Если руль надо поднять или опустить или если он съехал в сторону, надо отвинтить гайку на головке болта и слегка постучать по нему молотком. Затем, сев на переднее колесо лицом к рулю, нужно слегка вращать руль из стороны в сторону, одновременно поднимая или опуская его, в зависимости от необходимости. Когда руль установлен на нужной высоте и выправлен, гайку болта вновь туго затягивают.

Чтобы самому исправить погнутую шестерню, надо предварительно снять цепь. Прочный деревянный брус длиной 50—60 см вставляют в середину шестерни и, действуя им как рычагом, осторожно выгибают шестерню до нужного положения.

Повертывая шестерню кругом, можно без труда определить, достаточно ли она  выправлена. Если по той или иной причине погнулось одно из «перьев» передней вилки, его нетрудно выправить следующим способом. Сбоку к «перу» привязывают деревянный брус, например небольшое полено, чтобы концы его упирались в непогнутую часть «пера»,  а веревка    находилась как раз в месте прогиба. Затем, подсунув под веревку небольшую прочную палку, закручивают   веревку,   усиливая этим напряжение и постепенно   выправляя   «перо» (рис. 182).

По такому же принципу можно исправить погнутые вбок «перья» вилки. В этом случае полено привязывают одним концом к трубе рамы со стороны противоположной прогибу, а другим концом — к «перьям» (по одному или к обоим сразу).

Может возникнуть необходимость и в исправлении погнутой трубы велосипедной рамы. Сделать это в пути можно только что описанным способом, но полено (брус), палка и веревка должны быть прочнее, так как усилий потребуется гораздо больше. Под концы бруса и под веревку со стороны трубы надо подложить небольшие планки, чтобы по возможности предохранить эмаль от порчи (рис. 183).

Погнувшийся шатун можно без особого труда выровнять даже в дороге. Для этого необходимо снять педаль, крепко привязать к шатуну прочный брус длиной 60—70 см и осторожно отгибать его в нужную сторону, пока шатун не примет нормального положения (рис. 184).

Чтобы проверить, вполне ли выпрямлен шатун, надо провернуть его по полному кругу.

Повреждение педальной оси случается нередко. Чтобы устранить его, надо снять педаль и попытаться исправить ось тем же способом, что и шатун, т. е. привязать к оси длинный брус и осторожно его отгибать. Если выпрямление идет туго и есть опасность погнуть шатун, на котором укреплена ось, надо действовать иначе. Возьмите два прочных коротких куска дерева, один из них подставьте снизу под ось, а по другому осторожно ударяйте молотком, пока ось не выпрямится.

Одним из наиболее частых повреждений велосипеда, особенно при недостаточно осторожной езде, является искривление обода, обычно на переднем колесе, так называемая «восьмерка».

Если изгиб не особенно значителен и не вызвал поломки спиц, повреждение можно исправить в пути. Чтобы определить место изгиба, надо, подняв колесо в воздух, придать ему вращательное движение и при этом поднести сначала к одной стороне, а затем к другой кусочек мела или извести, держа его возле вилки. Те места обода, которые сильнее задевают мел, и будут наиболее выгнутыми. В этих местах надо плоскогубцами, а еще лучше специальным ключом ослабить несколько спиц с правой стороны от выгиба и подтянуть соответственно несколько спиц слева. Это поможет перетянуть обод в другую сторону и ликвидировать прогиб.

Если левые спицы чрезмерно натянулись, а обод еще не вполне выправлен, надо немного ослабить спицы справа, придавив при этом обод рукой. Так проходят по всему ободу. Затем стирают старые следы мела и еще раз проверяют мелом же весь обод. Если все спицы натянуты правильно, то при прикосновении к ним рукой они должны издавать звон одинакового тона. Если же одни спицы дребезжат, а другие звенят, как тугая струна, значит обод еще не выверен к работу надо продолжать.

В пути может произойти прокол камеры. Чтобы заменить ее другой (запасной), надо прежде всего снять покрышку с обода. Для этого вывинчивают вентиль и выпускают из камеры оставшийся в ней воздух. Если покрышка старая, она легко снимается с обода рукой. Новая покрышка отделяется с трудом. Поэтому надо сдвинуть края покрышки к середине обода, в то углубление, где укреплены спицы. Затем под борг покрышки со стороны, противоположной вентилю, надо подсунуть тупой конец гаечного ключа. Действуя им как рычагом, борт покрышки перегибают через край обода.

Когда речь идет о заклейке камеры, то достаточно снять только один борт покрышки. Если же нужно снять покрышку целиком (например, при смене спиц), то, освободив один борт, отвинчивают вентиль, вынимают камеру и только после этого снимают второй борт. При надевании покрышки нужно сначала натянуть на обод один борт, затем вложить камеру, укрепить на место вентиль и слегка накачать камеру, чтобы она расправилась и легла на место. После этого надевают вторую сторону покрышки, действуя до тех пор, пока не останется ненадетой небольшая ее часть, которую уже нетрудно натянуть. Под нее нужно осторожно, чтобы не защемить и не продавить камеру, ввести конец гаечного ключа, нажимая на него как на рычаг, и быстрым движением надеть оставшуюся часть борта на обод. Когда оба борта надеты, проверьте, всюду ли камера вошла под покрышку, и только после этого полностью накачивайте ее воздухом.

Делается это, как известно, при помощи насоса, наконечник которого навинчивают на место снятого колпачка вентильной трубки. Накачивать воздух надо не торопясь, проводя поршень по всей длине насоса спокойными, равномерными движениями. Наконечник насоса следует придерживать рукой, чтоб он не дергался.

Шина считается накачанной правильно, если при сильных толчках обод колеса не продавливает ее до конца. Переднюю шину, поскольку она несет меньшую нагрузку, накачивают слабее, чем заднюю. Если велосипедист везет значительный груз в рюкзаке или на багажнике, шины необходимо добавочно подкачать.

Поврежденные велосипедные камеры хорошо поддаются починке. До того как приступить к ремонту, нужно установить место прокола, иногда даже незаметного на глаз. Это нетрудно сделать, слегка надув камеру и быстро опустив ее в воду. По пузырькам воздуха, которые появятся на месте повреждения, можно определить места малейшего прокола. Его нужно тут же обвести чернильным карандашом. Затем насухо вытереть камеру и тщательно зачистить шкуркой резину на 1,5—2 см вокруг повреждения. Для починки вырезают из старой, ненужной камеры или из тонкой листовой резины заплатку и также зачищают ее. Размер заплатки должен быть несколько меньше, чем пространство, зачищенное на камере. II камера и заплатка смазываются резиновым клеем. Когда он подсохнет, повторяют смазывание и снова подсушивают до отлипа. Потом заплатку накладывают на поврежденное место и крепко прижимают к нему. Через 20—30 минут камерой можно снова пользоваться. Прежде чем вложить починенную камеру в покрышку, полезно посыпать заклеенное место тальком.

Таким же образом ремонтируются и камеры спортивных мячей.

Rambler's Top100
Маленькие Хитрости, 2024г.
https://www.agarty.ru
Основан и создан АгАртИ М.С. // АгАртИ-А.рф