Устройство садовых дорожек
Строения и отдельные зоны на садовом участке соединяют дорожки, проложенные обычно по кратчайшим расстояниям. Их направление и трассировку намечают в проекте и уточняют в первые годы устройства и освоения участка.
ХИТРОСТИ
Строения и отдельные зоны на садовом участке соединяют дорожки, проложенные обычно по кратчайшим расстояниям. Их направление и трассировку намечают в проекте и уточняют в первые годы устройства и освоения участка.
Как правило, дорожки приподнимают над общим уровнем территории, а поперечный профиль делают выпуклым, чтобы обеспечить сток воды. Уклон от центра к краям составляет 2—3%, то есть 2—3 см на каждый метр. С этой же целью делается и продольный уклон—тоже не менее 2%. На заболоченных участках или при высоком уровне стояния грунтовых вод рекомендуется устройство вдоль дорожек водоотводных канавок, имеющих продольный уклон в сторону общей канавы — дорожного кювета.
Ширина садовых дорожек должна быть не менее 50 см, если же по ней предполагается возить тачку, то ширину дорожки делают на 20 см больше ширины колеи тачки.
При трассировке садовых дорожек на участке можно использовать как регулярный, геометрический, так и живописный, или свободный, рисунок их в плане. Все зависит от конкретной ситуации и площади участка.
Для устройства дорожек применяют самые дешевые и доступные местные строительные материалы: шлак, песок, щебень, кирпич. Можно использовать каменные, гранитные, известняковые высевки, просеянный строительный мусор (без органических включений). Самые прочные дорожки получаются из камня-плитняка, бетонной плитки и монолитного бетона. Использование асфальта в качестве покрытия не рекомендуется как из гигиенических соображений, так и из-за трудности осуществления работы своими силами.
При устройстве дорожек (рис. 10) выкапывают траншею глубиной не менее 15 см с выпуклым дном. Дно траншеи утрамбовывают и засыпают крупным шлаком, щебнем или битым кирпичом. Затем поливают водой и снова утрамбовывают. Сверху насыпают слой мелкого шлака или песка (4—5 см) и еще раз утрамбовывают, поливая водой. Первый слой насыпи можно покрыть тонким (1—2 см) слоем жирной глины, а затем засыпать песок или шлак слоем в 2—3 см и утрамбовать. Это простейшая конструкция дорожки, не требующая устройства бетонного борта по краям,— он может только ухудшить водоотвод.
Красивы и прочны дорожки из красного пережженного кирпича. Как правило, для их устройства используют отходы производства — половняк. В основание дорожки идет крупный песок слоем 10 см. Засыпают и утрамбовывают его так, чтобы в середине образовалась выпуклость. Перед укладкой кирпича на ребро или плашмя песок необходимо смочить водой. Края дорожки обрамляют кирпичом, поставленным на ребро. После окончания работ кирпичное покрытие обильно поливают водой. Рисунок покрытия можно выбрать любой.
В последнее время все большее распространение находит долговечное и красивое покрытие дорожек бетонными плитами. Порядок проведения работ такой же. Сначала — рытье канавы, затем устройство песчаного основания толщиной 10 см. Укладывают плиты либо вплотную, либо оставляя швы в 4—6 см, которые впоследствии засыпают растительным грунтом и высевают в него семена газонных трав.
Изготовить бетонные плиты различной формы и размеров можно и самому, используя предварительно изготовленную деревянную опалубку. Опалубка должна иметь строго прямоугольную форму. Основанием ее или дном служит любое твердое покрытие, не пропускающее влагу, например, листовое железо. Деревянные бруски сечением 50X50 см закрепляют скобами из полосового железа толщиной 2 мм на шурупах. Бетонный раствор замешивают в пропорции: 1 часть цемента, 1,6 части песка и 3 части щебня. Воду наливают до получения густой пластичной массы. Если вам хочется иметь цветное бетонное покрытие, то в сухую бетонную смесь добавьте минеральные оксидные красители с пластификатором. Плиты нужно армировать сеткой из стальной проволоки диаметром не менее 1 мм.
После заполнения формы опалубки бетоном плиты закрывают рогожами или засыпают опилками. В течение недели (если температура воздуха не ниже + 20° С) их поливают водой, не давая засыхать. Затем после затвердения бетона, плиты освобождают от опалубки и укладывают на основание.
При желании можно получить декоративный слой лицевой поверхности плит, используя цветную гальку, осколки кафеля. Их наклеивают обойным клеем на лист бумаги так, чтобы получился задуманный рисунок, и кладут его на дно формы, смачивают водой и заливают бетоном. После затвердения бетона бумагу можно легко смыть теплой водой, а получившуюся лицевую поверхность плиты обработать сухим цементом — зажелезнить. Цемент заполнит все мельчайшие трещины и значительно повысит этим прочность и морозостойкость бетонных плит.
Криволинейные дорожки в саду можно выполнить из монолитного бетона. В этом случае по контуру будущей дорожки устанавливают деревянную опалубку из досок. На выровненный и уплотненный грунт укладывают слой щебня толщиной 8—12 см и жидкий бетон слоем 6—8 см. Сверху бетон заравнивают мастерком. Когда с поверхности бетона несколько испарится влага, наносят рисунок. Чаще всего это имитация естественного камня или плитки. На поверхности бетона прочерчивают борозды — швы, образующие либо свободный рисунок, либо прямоугольную сетку. Более интересный узор — волнистые линии или круги — можно сделать отпечатками консервной банки или ребром листа волнистой асбофанеры.
Лучше иметь шероховатую, нежели гладкую поверхность дорожки из бетона: она не будет скользкой во время дождя или в результате обледенения. С этой целью поверхность дорожки обрабатывают жесткой щеткой до затвердения бетона. Красивая и шероховатая поверхность получается с использованием чуть выступающего слоя цветного гравия мелкой фракции (диаметром 1—2 см) — так называемого обнаженного заполнителя. Гравий равномерно рассыпают по поверхности монолитного покрытия сразу же после сглаживания бетона. Как только бетон затвердеет, дорожки затирают мастерком. Оригинальным получается и покрытие с фактурным слоем из крупной морской гальки, вдавленной в поверхность бетона.
На рис. 10, 10 показано устройство покрытия из монолитного бетона с имитацией разрезки на плиты (в опалубке). Такую дорожку можно выполнить для въезда автомашины — из двух параллельных полос пи риной по 60 см и с расстоянием между полосами, pai ным ширине колеи машины.